« Листопад 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Нд |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Сценарий литературного вечера
"Как они любили... "
(о любви и дружбе великих людей)
На сцене темно, горит свеча, высвечивается силуэт юноши: он читает письмо Желткова из "Гранатового браслета" Куприна.
Голос юноши за сценой.
Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.
Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто воплотилась вся красота земли...
Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом... Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: Ваш платок, который Вы забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, - о, как я ее целовал, - ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе...
От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу.
Целую Ваши руки.
Вот сейчас я Вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалости, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя Твое".Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя Твое".
Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. "Да святится имя Твое""
В предсмертный печальный час я молюсь только о тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя Твое".
"Ты, ты и люди, которые окружали тебя, вы все не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою - слава тебе."Да святится имя Твое".
С последними звуками музыки гаснут свеча, все лучи, затем сцена полностью освещается.
В е д у щ и й. Я думаю, что любая женщина мечтает о таком послании. Только любящее сердце способно сказать такие слова. Сегодня мы поговорим с вами о любви, о том, как любили великие люди. Любимая, любимый... Какими только словами не обращались к тебе. Вслушайтесь!
О мой друг, нежный друг мой, сокровище мое, моя возлюбленная, душа моя, дорогая избранница, о мой любимейший, мой добрый друг, мой ангел, моя любовь, моя единственная, ангел мой, жизнь моя, мое второе я...
Во все времена о любви говорили, говорят и будут говорить. "Тайна сия велика есть..." - повторяем мы порой старинную, возвышенную формулу о любви, повторяем часто бездумно, а нередко и иронично. А это действительно тайна. И она, в самом деле, велика. Эта тайна явственно живет в стихах и письмах великих поэтов и писателей...
У ч е н и к(читает Сонет 56 В. Шекспира)
Проснись, любовь! Твое ли острие
Тупей, чем жало голода и жажды?
Как ни обильны яства и питье,
Нельзя навек насытиться однажды.
Так и любовь. Ее голодный взгляд
Сегодня утолен до утомленья,
А завтра снова ты огнем объят,
Рожденным для горенья, а не тленья.
Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки,
Пусть двое, выходя на берега,
Один к другому простирает руки.
Пусть зимней стужей будет этот час,
Чтобы весна теплей пригрела нас.
В е д у щ и й. Мы говорим сегодня о большой любви, естественной и долгожданной, как солнце, расплавляющее изнутри тяжкое, уродливое тело тысячелетней тучи. Великие говорили: "Сказать "Я тебя люблю" - значит сказать "Ты не умрешь"". Кто знает, может быть, они и не стали бы великими, если бы не полюбили, не испытали космическую мощь чувства, что движет солнцем и светилами. И дай вам Бог, чтобы и вы испытали это чувство.
Звучит сонет «Люблю» М.Таривердиева
Новелла первая: Петрарка и Лаура.
Кто-то из философов однажды сказал, что опыт любви - самый потрясающий опыт человека. Что бы ни говорили и ни писали о парадоксах любви, в этом потрясающем опыте существуют сумасшедшие закономерности, гармония странностей. И чтобы понять любовь великого поэта Петрарки к Лауре, "заурядной жене" заурядного авиньонца, имевшей одиннадцать детей, надо знать историю этой любви.
Франческо переступил порог церкви Святой Клары. Было утро 6 апреля 1327 года, страстной понедельник. После яркого солнца тяжёлый сумрак храма заставил его зажмуриться. Открыв глаза Франческо сначала увидел расплывчатые огоньки свечей и лишь затем стал различать людей. Их было десятка два. Рядом, буквально в двух метрах от него , стояла дама. Или девочка-подросток?. Тонкая фигура утопала в широких светлых одеждах, маленькие пальчики перебирали чётки. Странно, но Ф. явно был взволнован этим соседством. Даже молитву к Всевышнему он обратил.не сводя глаз с молодой женщины.
После службы он пошёл за ней следом. Душа Ф. – ожила, более того, она трепетала!!! Юноша уже не сомневался, что он влюблён. Но кто эта прекрасная незнакомка? Чья дочь? Главное было не потерять её из виду и всё выяснить.
Увы, молодой поэт не узнал, чья она дочь. Зато ему рассказали, чья она жена. Счастливца звали Гуго де Сад. Теперь душа Ф. не просто трепетала – она билась в сетях бесплодной любви, истекала кровью!
Благословляю сладость первой боли,
И стрел целенаправленный полёт,
И лук, что эти стрелы в сердце шлёт,
Искусного стрелка послушен воле.
Благословляю имя из измен
И голос мой, дрожавший от волненья,
Когда к любимой обращался он.
Благословляю все мои творенья
Во славу ей, и каждый вздох, и стон,
И помыслы мои – её владенья…
С того самого дня так и повелось: в определённые дни, в одно и то же время Лаура приходила в церковь, где её ждал молодой мужчина, чей взгляд при первых встречах выражал восторг и муку, а спустя время – только восторг, только благоговение.
Однажды Лаура прочитала посвящённые ей строки, и из её прекрасных глаз потекли слёзы. О, это не были слёзы тщеславия! Бедная женщина поняла, что этот безумец Ф. никогда – о Господи, никогда! – не возьмёт её за руку, не подойдёт так близко, чтобы она почувствовала его прерывистое дыхание, - никогда, никогда…Лаура стала для него божеством, идеалом чистоты и добродетели. И ей стало совершенно горько – счастья не будет.
Когда она умерла, ей было за сорок. Петрарка пережил любимую на двадцать шесть лет. Незадолго до своей смерти он написал: "Уже ни о чем не помышляю я, кроме нее". Любовь Петрарки к Лауре часто называют идеальной: он любил на расстоянии.
В е д у щ и й. Мы чувствуем в Петрарке живую, страдающую, тоскующую душу - душу, вызывающую острое сочувствие и сегодня, потому что он любит не идеальный, вымышленный образ, а живую земную женщину. Его сонеты - письма к ней.
Ю н о ш а(читает Сонет Петрарки)
Лгут зеркала, - какой же я старик!
Я молодость твою делю с тобою.
Но если дни избороздят твой лик,
Я буду знать, что побежден судьбою.
Как в зеркало, глядясь в твои черты,
Я самому себе кажусь моложе.
Мне молодое сердце даришь ты,
И я тебе свое вручаю тоже.
Старайся же себя оберегать -
Не для себя: хранишь ты сердце друга.
А я готов, как любящая мать,
Беречь твое от горя и недуга.
Одна судьба у наших двух сердец:
Замрет мое - и твоему конец!
Звучит песня В.Бондарчука « Нежная»
В е д у щ и й.Новелла вторая: история любви Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой.
Ю н о ш а(читает стихотворение "Бал" Федотова)
Загадочно свечи мерцали,
Скользил под ногами паркет.
Был бал. И они танцевали
Любимый ее минуэт.
Воздушное белое платье
Касалось его сюртука,
Влюбленным и рукопожатья
Достаточно было пока.
Фамильная брошь золотая
Да тонкий алмазный браслет,
Металла невинность святая
За гением пылким вослед.
Была она так грациозна,
Так прелести юной полна,
Что дам пожилых и серьезных
И тех покорила она.
Кружилась она и не знала,
Что будет с ним рядом века
Богиня столичного бала
В изящных своих башмачках.
Веселая музыка снова
Пьянила ее, как вино,
Она лишь пока Гончарова,
Ей Пушкиной стать суждено!
Качались у вееров перья,
Звон шпор, мишура эполет...
И девушки в платьях вечерних
Ревниво смотрели в лорнет.
В е д у щ и й. Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. По шутливому признанию поэта, Гончарова была его "стотринадцатая любовь". Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему на рубеже нового периода жизни.
Бурно прожита молодость, настала пора зрелости. Жажда личного семейного счастья, стремление любить и быть любимым - вот какие чувства владели им в эти годы.
П у ш к и н. Я встретился с Натали в декабре 1828 года. "Когда я увидел ее в первый раз, - писал я позднее Наталье Ивановне (матери Гончаровой), - я полюбил ее, голова у меня кружилась".
В е д у щ и й. Уже в конце апреля 1828 года Пушкин делает предложение. Ответ матери неопределенен: "Дочь еще слишком молода". Пушкин уезжает на Кавказ, бросается в гущу сражений, быть может, ищет смерти. И только в конце сентября возвращается в Москву. В начале апреля он снова делает предложение, и на этот раз оно было принято. 18 февраля 1831 года в церкви вознесения, что у Никитских ворот, Пушкин и Натали обвенчались. Поэт был счастлив, введя в свой дом молодую красавицу-жену.
Юноша(читает стихотворение А. Пушкина "Мадонна")
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
В е д у щ и й. В разлуке письма Пушкина к Наталье Николаевне особенно искренни, полны любви и нежности. В сравнительно короткий период их совместной жизни - шесть лет, в течение которых поэт несколько раз покидал Петербург - наибольшее количество писем - 64 - написал он жене.
П у ш к и н. "Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив...". Наталье Николаевне не было равных во всем Петербурге среди самых красивых женщин. Я тоже считал, что жена моя - прелесть, любил "это милое, чистое доброе созданье", любил ее душу больше красивого лица. Царица моя, мой ангел, красавица моя, кумир мой, прекрасное мое сокровище.
В е д у щ и й. Давно нет Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Но остались письма и стихи - свидетельства их любви.
С.Лемешев «Я помню чудное мгновенье»
В е д у щ и й. Новелла третья: Байрон и Тереза.
Великий английский поэт Джордж Гордон Ноэль Байрон был вынужден покинуть Англию и странствовать по свету. Последней любовью Байрона была Тереза Гвиччиоли, с которой он познакомился в Венеции. Ей было тогда шестнадцать лет, ему немногим более тридцати, но она уже была замужем за графом Гвиччиоли.
Любовь к Байрону стала для юной Терезы событием, которое изменило всю ее жизнь... А он писал ей восторженные письма.
Б а й р о н. Сокровище мое... Если бы ты знала, как велика моя любовь к тебе, ты не подумала бы, что я способен забыть тебя хоть на единый миг. Тебе надо узнать меня лучше - быть может, ты когда-нибудь поймешь, что я хоть и не стою тебя, но истинно люблю. Где ты, моя Тереза? Все здесь напоминает о тебе - все осталось прежним, но тебя нет... При разлуке тот, кто уезжает, меньше страдает, чем тот, кто остается... Я нахожу удовольствие только в мыслях о тебе, но не знаю, как я мог бы вновь увидеть те места, где мы бывали вместе, - особенно те, что священны для нашей любви, - увидеть и не умереть от тоски.
Сокровище мое, жизнь моя стала очень печальной и однообразной; ни книги, ни музыка, ни лошади, ни собаки - ничто не доставляет мне удовольствия; общество женщин меня не влечет; о мужском я и не говорю. В течение нескольких лет я сознательно избегал сильных страстей. Я не хотел больше любить и не надеялся быть любимым. Ты обратила в бегство все эти решения; я теперь весь твой; я буду тем, чем ты пожелаешь - буду, быть может, счастлив твоей любовью, но покоя мне уже не знать никогда. Не надо было будить мое сердце. Но эти размышления запоздали. Я обладал тобой, и, каков бы ни был конец, я вечно буду всецело твоим. Целую тебя тысячу раз и еще тысячу раз... Люби меня - твоего неизменно нежного и верного.
Марк Тишман «Наш танец»
В е д у щ и й. Новелла четвертая: Денисьева и Тютчев.
Елена Александровна Денисьева в течение 14 лет была тайной любовью замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева.
Молодая, беременная любовница, тайно снятая квартира, откровенные стихотворения, посвящённые Денисьевой… Как это скрыть? Общество не пожелало отречься от «душки» Тютчева.
Всю вину за случившееся переложили на хрупкие плечи Елены. Ещё недавно её, блестящую ученицу, обладательницу безукоризненных манер и французского выговора ждали при дворе. Теперь – перестали приглашать, куда бы то ни было. Её проклял отец, она молчала.
Её любовь к Тютчеву выдерживала любые испытания. Он называл её «моя живая душа» и продолжал жить на два дома.Да, он любил их обеих - и Денисьеву, и жену. Кем он был для них: злодей, не желающий делать зла, друг, бессильный совершить добро? Его убеждения находились в постоянном противоречии с его поступками.
И.Николаев«Я встретил Вас»
Как все сплелось, как запуталось? Когда Леля - Елена Александровна Денисьева - умерла, наступило время страшного раскаяния. Тютчев жестоко укорял себя, что, в сущности, именно он сгубил ее тем двусмысленным положением, в которое поставил, не имея сил порвать с семьей, где его любили, и духовная привязанность к которой оказалась не менее сильной, чем его сердечное влечение.
Только после похорон свое последней Музы Тютчев вдруг осознал, что не может жить без её любви. И появился знаменитый «Денисьевский цикл»Елена Александровна умерла, но осталось ее имя, олицетворяющее в отечественной литературе одну из вершин философской лирики поэта.
У ч е н и к (читает стихотворение Тютчева "Последняя любовь")
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
Оты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.
А. Герман "Гори, гори, моя звезда".
В е д у щ и й. Новелла пятая: Блок и Менделеева.
Ее мы посвящаем великому поэту, имя которого золотыми буквами вписано в историю русской поэзии. Значение творчества Александра Блока невозможно переоценить. Он - слава и гордость русской нации. Его поэтическая звезда сияет высоко над сегодняшним днем, а свет поэзии льется мерно, величаво и гордо.
Первый сборник стихов был написан в течение 1901 - 1902 годов. Назывался он "Стихи о Прекрасной Даме". Эта книга поразила всех чистотой и искренностью.
В е д у щ и й. Стихи Блока наполнены лучезарными эпитетами в честь Прекрасной Дамы: Лучезарное виденье, Таинственная Дева, Невеста, Величавая Вечная Жена, Святая Царевна, Голубая Царица земли, Звезда, Купина, Мировая Душа, Вечная Женственность.
Кто же вдохновил Блока на создание этого цикла? "Стихи о Прекрасной Даме" посвящены Любови Дмитриевне Менделеевой, жене Блока. Их более 800. Они составили три первых цикла: "До света", "Стихи о прекрасной Даме", "Распутья", которые принесли автору славу первого поэта России.
Любовь Менделеева родилась в Петербурге в семье великого ученого-химика, который открыл известную теперь каждому школьнику Периодическую систему химических элементов.
С Блоком Люба Менделеева была знакома с раннего детства, однако взаимное чувство вспыхнуло позже, когда Саше исполнилось 17, а Любе 16 лет. Их встречу на загородной даче в 1901 году оба любовника считали мистической. Блок в белом кителе репетировал с Любой шекспировского «Гамлета».
Юноша просто молился на свою избранницу, ей же хотелось тепла, и временами она отказывалась понимать и принимать Александра.
В Петербурге они втайне от родственников сняли квартиру, в которой оставляли друг другу письма. Люба все еще хотела прервать отношения, но Блок был непреклонен, и, в конце концов, стал угрожать возлюбленной самоубийством. Он, как германские романтики, свято верил, что не Бог, а жена может спасти его от иссушающей душу житейской суеты. В 1903 дочь тайного советника Менделеева обвенчалась со студентом Блоком. Однако первая брачная ночь так и не состоялась.. Любе отводилась роль идеальной жены – объекта поклонения. Муж предоставил ей, как впрочем, и себе, полную свободу в выборе любовников.
«О доблести, о подвигах, о славе…»
Поэт умер в 1921 году, Любовь Менделеева – в 1939-м. Ее смерть – достойное завершение их с Блоком мистического романа. По предварительной договоренности литературоведы пришли к ней на квартиру за письмами и дневниками Блока. Любовь Дмитриевна открыла им дверь и… в то же мгновение упала замертво. Словом, мистика, да и только
У ч е н и к
Ты в поля отошла без возврата!
Да святится Имя Твое!
Снова красные копья заката
Протянули ко мне острие.
Лишь к Твоей золотой свирели
В черный день устами прильну,
Если все мольбы отзвенели,
Утомленный, в поле усну!
Ты пройдешь в золотой порфире
Уж не мне глаза разомкнуть,
Дай вздохнуть в этом сонном мире,
Целовать излученный путь.
Звучит романс «А напоследок я скажу»
В е д у щ и й.Новелла шестая: Анна Ахматова и Николай Гумилев.
В дальних далях начала XX века взошла их поэзия, а вместе с ней и их любовь. Анна и Николай познакомились в Рождественский сочельник. Тогда 14-летняя Аня Горенко была стройной девушкой с огромными серыми глазами, резко выделявшимися на фоне бледного лица и прямых черных волос. Увидев ее точеный профиль, некрасивый 17-летний юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги.
В то время пылкий юноша вовсю старался подражать своему кумиру Оскару Уайльду. Носил цилиндр, завивал волосы и даже слегка подкрашивал губы. Однако, для того чтобы завершить образ трагического, загадочного, слегка надломленного персонажа, Гумилеву не хватало одной детали. Все подобные герои непременно были поглощены роковой страстью, терзались от безответной или запретной любви — в общем, были крайне несчастливы в личной жизни.
На роль прекрасной, но жестокой возлюбленной Аня Горенко подходила идеально. Ее необычная внешность притягивала поклонников, к тому же скоро выяснилось, что Анна вовсе не питает к Николаю ответных чувств.Холодноватый прием ничуть не уменьшил пыл влюбленного поэта — вот она, та самая роковая и безответная любовь, которая принесет ему желанное страдание! И Николай с азартом ринулся завоевывать сердце своей Прекрасной Дамы.
А потому он продолжает осаждать Анну, клясться ей в вечной любви и предлагать замужество. То ли Ахматова была тронута такой безграничной преданностью, то ли Гумилев выбил из нее согласие рассказами о неудачных попытках самоубийства, но так или иначе Анна дала свое согласие на брак.
Сцена: юноша и девушка говорят о своей любви, обращаясь к залу.
А х м а т ов а. Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю.
Г у м и л е вВот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о Вас, о Вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: "Она",
И вновь душа пьяна и смятена.
Я брошусь на скрипучую кровать,
Подушка жжет... Нет, мне не спать, а ждать.
И крадучись я подойду к окну,
На дымный луг взгляну и на луну.
Вон там, у клумб. Вы мне сказали: "Да".
О, это "да" со мною навсегда.
И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас, покорной, не было и нет,
Что ваше "да", ваш трепет у сосны,
Ваш поцелуй - лишь бред весны и сны.
А х м а т о в а. Коля собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений. Он так любит меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моем решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчаюсь с Николя.
Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
Г у м и л е в
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
Я думал - забавницу,
Гадал - своенравницу,
Веселую птицу - певунью.
Покликаешь - морщится,
Обнимешь - топорщится,
А выйдет луна - затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, - и хочет топиться.
Твержу ей: крещеному
С тобой по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору;
Снеси-ка истому ты
В днепровские омуты,
На грешную Лысую гору.
Никто из родственников жениха не явился на венчание, в семье Гумилевых считали, что этот брак продержится недолго.
Женитьба на Анне Горенко так и не стала победой для Николая Гумилева. Как выразилась одна из подруг Ахматовой того периода, у нее была своя собственная сложная «жизнь сердца», в которой мужу отводилось более чем скромное место. Да и для Гумилева оказалось совсем не просто совместить в сознании образ Прекрасной Дамы — объекта для поклонения — с образом жены и матери.
В е д у щ и й. К сожалению, брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева не сложился. Расставшись, каждый из них пошел навстречу своей трагедии.
Инсценировка стихотворения Кочеткова "Баллада о прокуренном вагоне". «Снег над Ленинградом»
Песня из спектакля «Юнона и авось»
В е д у щ и й.Новелла седьмая: Шевченко и Анна Закревская. Нерозділенекохання
На одному з балів у 80-річної поміщиціТетяниГуставівниВолховської в селіМойсівці Шевченко познайомився з дружиною відставного полковника ГанноюЗакревською та племінницею декабриста Рєпніна — княжною Варварою. Виникхимернийлюбовнийтрикутник, врівноважитиякий не зумівбинайдотепніший "піфагор".
21-річна паніполковникова пробудила у Тарасовічуттєві порухи серця. І коли полковник Закревський запросив молодого художника до свогопомістя в Березову Рудку, щоб той намалювавпортретийогосімейства, Шевченко з охотою погодився. Тарас малював родину Закревськихнеквапливо, щобдовше бути поручіз "Ганноювродливою", як згодомвін назвав свою коханув одному ізвіршів.
Пісня «Мине» «ІньЯнь»
Ще один тимчасовийпритулок у той час Шевченко знайшов у ВарвариРєпніної в містечкуЯготині. Княжна ще на тому балу у староїВолховськоїзагоріласянесподіванимкоханням до поета і запропонувалайомупожити у своємупомісті. Проте вона була на шістьроків старшою від Тараса, і той радшесприймавїї як своюопікунку, а не коханку.
А княжна натомістьсвоїхпочуттів не приховувала. Зізнавалася у коханні до Шевченка в листах. Подарувалайомувласноруч сплетений шалик. Навзаємвінподарувавїйсвій автопортрет. У Яготині Тарас прожив десьізпівроку, а потімзновуповернувся до Петербурга.
…Уже на засланніпобритий у солдати Шевченко згадував про Закревську, присвятившиїйвірша "Якбизострілися ми знову". Але зустрітисязісвоєюпасієюйомубільше не довелося, вона померла у 35-річному віцісаме того року, коли поет отримавзвільненнявід 10-річної солдатчини.
А от з Варварою Рєпніноювдругевін таки побачився — через п´ятнадцятьроківпісляпершоїзустрічі, перебуваючипроїздом у Москві, коли повертавсяіззаслання. Але 50-річна дама не змоглапробудити в ньомуніжнихпочуттів.
В. Козловський «Знаєш»
В е д у щ и й. И закончить наш вечер мне хочется письмом неизвестной к неизвестному.
Звучит "Лунная соната".Д е в у ш к а (читает письмо). Хороший мой, любимый! Как рассказать тебе о моем счастье? Во все времена счастье было понятием отвлеченным. Это неверно. Ничего нет более зримого и вещественного, чем счастье.
В течение трех дней я видела его, ощущала, дышала им, держала его в руках. Это сделал ты. Луна в радужном кругу, скрип голубого снега, заиндевевшие волосы и ресницы - все это было счастьем...
Мы катались с укатанной ледяной горки, и ветер свистел в ушах и до слез жег глаза. Мы падали, барахтались в снегу, карабкались по скользкой тропке... И это было счастьем.
Счастьем была большая темная комната, где пахло хвоей и только что погашенными свечками... Счастьем была тихая белая мохнатая ночь, когда я одна ушла далеко, далеко от дома. Я шла по дороге, и все вокруг было полно мягкого белого рассеянного света, все казалось нежным и пушистым...
А еще я помню утро - розово-голубое, чуть морозное, когда лыжи так чудесно шуршат по зернистому плотному снегу, а воздух такой свежести и чистоты, что его пьешь, как воду. Милый, с чем бы ни встречалась я в эти дни - все было счастьем...
Как я благодарна тебе за то, что ни одна темная мысль, ни одно горькое воспоминание, ни одно печальное предчувствие не омрачили этих чудесных дней...
Я так боюсь потерять чудесное свое счастье. Но вот сейчас, пока я ничего не знаю, пока я еще верю в самое лучшее, я хочу еще раз сказать тебе спасибо за счастье, за веру в себя, за молодость!..
В е д у щ и й. Дай Вам бог встретить такую любовь, чтобы в вашей душе родились такие мучительные и такие прекрасные слова. И пусть эта любовь будет взаимной. Будьте счастливы!
Песня в исполнении А.Макарского «Вечная любовь»