Четвер, 24.10.2019, 05:12
Головна Реєстрація RSS
Вітаю Вас, Гість
Меню сайту
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 87
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Что есть истина?

(широта философско-етической проблематики произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Творчество М.Булгакова»

Форма проведения: урок-размышление

Цель: подвести учащихся к решению основного философско-нравственного вопроса об истине через название произведения, эпиграф к нему, через героев, к пониманию замысла писателя;

развивать ассоциативно-логическое мышление, развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной  исследовательской работой;

развивать познавательный интерес к изучению литературы;

воспитывать культуру общения, любовь и понимание музыки, кино, художественного текста.

 

Ход урока.

Эмоциональный настрой

Плечи максимально свести и развести. Руками обнять себя, погладить, мысленно пожелать себе удачи и улыбнуться.

      1. Слово  учителя.

Сегодня предметом нашего обсуждения является роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» - одно из самых неоднозначных произведений в русской литературе.

О нем спорят со дня издания романа, открытая дискуссия прошла на телевизионных каналах после показа многосерийного фильма, самые разные оценки произведению даются в статьях преподавателей, писателей, литературных критиков, служителей церкви.

Точки зрения на проблематику романа, оценки идейного содержания различны, иногда прямо противоположны.

Мы завершаем изучение романа, и у нас тоже появилась своя точка зрения, появились свои аргументы и свои ответы на извечный вопрос, на главный  вопрос романа: «Что есть истина на земле?»

Итак, тема нашего урока «Что есть истина?»

На вопрос о том, что такое истина, искали ответ и писатели, и философы, и художники. Поразмышляем об этом и мы вслед за М.А.Булгаковым, ещё раз обращаясь к любимым образам писателя - Мастеру, Маргарите, Воланду.

Каждая группа работала над своим заданием.

Первая группа искала ответ на вопрос: «Какую ответственность несёт творец за своё произведение?»,

Эпиграфом к этой части урока будут слова: «Он не заслужил света, он заслужил покой»

Роман называется «Мастер и Маргарита».  Имя героя не названо, он обобщенно назван Мастером? - Что обозначает слово “мастер”?

(Творец, творческая личность, профессионал).

- Какая тема открывается этим первым словом в названии произведения?

(Мастер – первое слово романа, им открывается роман в целом, несмотря на то, что сам герой появляется далеко не в начале романа, им открывается тема творчества).

- Но почему Мастер безымянный? И что, по-вашему, человек без имени?

(Нет личности - она утрачена, чувства его неопределенны, действия непоследовательны, нет четкости, нет уверенности).

- Что свидетельствует о том, что герой утратил стойкость, веру, потерян? Есть ли в тексте доказательства того, что Мастер – трагическая личность?

(Боится, бессилен, сжигает роман, готов отказаться от любимой, чтобы не причинить ей вреда…)

- Что же является истиной для Мастера?

(Его роман - свидетельство его мастерства).

- Какой же теме посвящен его роман?

(Опять же основному вопросу - что есть истина?- он обращается к библейскому сюжету).

Какую ответственность несёт творец за своё произведение?

(По мысли самого автора, писательский долг в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину, тогда она будет существовать вопреки тем, кто не хочет с нею считаться. В этом и заключается смысл сокровенной булгаковской фразы: «Рукописи не горят»)

Эпиграф вашей группы -  «Он не заслужил света, он заслужил покой», а покой – это наказание или награда?

Содержание ответа: В русской и мировой литературе мотив покоя как высшей ценности традиционен. Пушкину «покой и воля» необходимы для возвращения гармонии. Имеется в виду не внешний покой, а творческий.

Покой, обещанный Мастеру, конечно же, выглядит привлекательным после всего, что он перенес. Мастер получает то, чего жаждал.

- Но характер этого покоя неясен. Где, по-вашему, находится «вечный приют»?Прочитайте описание приюта или фрагмент из фильма

Ученики: Судьбы героев оказались связаны с князем Тьмы, и свою награду они могли получить только из его рук. Стало быть, и «вечный приют» находится в его «ведомстве». Здесь мы видим то, что было дорого самому Булгакову и чего ему так не хватало: любимая женщина, свой дом, сад, музыка, добрые знакомые, но это не полнокровная земная жизнь, о которой сказано: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» (А. С. Пушкин). Ни счастья на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Воланд говорил, что «каждому будет дано по его вере». Мастер не обретает света также согласно своей вере, потому что лишился надежды на спасение.

Наслаждаться «голым» светом способен лишь преданный Иешуа, ограниченный и догматичный Левий Матвей, не обладающий творческим гением.

Это сознает Иешуа и потому просит Воланда, «духа отрицания», наградить Мастера покоем. Самый тяжкий грех Мастера («Пилатов грех!») – отказ от творения, от поиска истины. И то обстоятельство, что власть предержащие лишили его права говорить с людьми, то есть права нормально жить, не может служить смягчением вины. Правда, искупив вину открытием истины, Мастер заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Но не света! Тот, кто покидает дом, не заслужил света. Его роман никто не спас. Свет ушел из сердца Мастера еще до того, как он закончил роман. Свет Луны, которым освещается конец романа, не свет. Это – свет смерти. Покой– это и смерть. Покой неполноценен без света.

Защита проекта

Мастер – это человек, посвятивший себя творчеству. Он и есть настоящий писатель. Он – Мастер, человек, наделённый творческой свободой, силой слова, великим пониманием жизни. Это наставник, художник милостью Божьей.

Испытывая страх, отвращение к роману, мастер утрачивает имя и добровольно уходит в клинику Стравинского, видя в этом спасение от ненавистного ему общества. Он постиг высшую истину, но добровольно отрёкся от романа. И это тоже имеет прямое отношение к поставленному вопросу: «Что есть истина? – Истина для Мастера – творчество»

Что есть истина?

Творчество -  Страх

 

Итак, первый ответ на вопрос: “Что есть истина?”. Истина – в творчестве.

Учитель на доске (а ученики – в тетрадях) записывает:ТВОРЧЕСТВО  

 - Вторая группа исследовала тему любви в романе, изучала историю «женщины цвета луны…», «…тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит».

- Кто помогает мастеру в обретении истины?

(Маргарита).

- Давайте послушаем, как он говорит о первой встрече с ней.

Чтец (Гл.13)

(Подготовленный ученик наизусть рассказывает монолог Мастера о встрече с Маргаритой, звучит музыка – Шопена Прелюдия Е- minor).

- Какие ассоциации вызывает у вас музыка? Какая она? О чем она? Подчеркивает ли она чувства героев? Какие чувства эта музыка вызывает у вас?Вот и появляется Маргарита.

- Почему нет подробного портрета Маргариты? (важен не внешний облик героини, а жизнь ее души)

-  Какие ассоциации возникают у вас с именем Маргарита?

(цветок)

Обратимся к традиционной цветовой классификации.

- С каким цветом ассоциируется имя Маргарита. Что это за цвет?

(Отличительной особенностью имени Маргариты является двойное присутствие в нем звука [р] и тройное присутствие звука [а]. По традиционной цветовой классификации этим звукам соответствует красный цвет – цвет страсти, обладающий жизнетворящей и трагической символикой).Следовательно, в имени героини заключается что-то мягкое, милое, близкое, но в то же время что-то громкое, горячее, яркое, красное, страстное.)

- Кто же такая Маргарита? Что мы узнали из ее предыстории?

(М.Н. красива, умна. Ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж – крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравится. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми).

 - «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?!» – восклицает автор. Попытайтесь и вы ответить на этот вопрос.

(М. испытывала потребность любить.Мастера поразил при встрече ее взгляд – «необыкновенное, никем не виданное одиночество»)

 - Одиночество? А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее?

            (По-видимому, М.Н. не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. «Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью». В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он ее окружил.

 Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока. Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами вышла, чтобы, наконец, он ее нашел и что, если бы этого не случилось, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста.)

- Образ Маргариты складывается из 3-х составляющих. Возлюбленная у Булгакова – это и подруга, и ведьма, и королева одновременно.

- Докажите, что Маргарита стала верной подругой.

 - Как изменилась жизнь Маргариты, когда вошел в нее Мастер?

- Чем она занималась?

- Как она вела себя в тяжелые для Мастера дни?)

(Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже похудела, побледнела, перестала смеяться. Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе. В трудную для Мастера минуту она решает уйти от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей)

-То, что возлюбленная – это подруга, мы сейчас услышали. А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы, тем более что это нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, особенно если задеть ее за живое.

-Ребята, кто обучался музыке или любит классику, кто знает, может есть какое-то музыкальное произведение, созвучное данной, теме, эпизоду? – ( Вагнер «Полёт Валькирий». Валькирии – воинственные девы, богини, которые помогали героям в битвах и уносили души убитых воинов к Вальхаллу (обиталище душ воинов, павших в бою), где прислуживали им на пирах. )

(Музыка стремительная, решительная, рисует нам образ целеустремленной Маргариты).

Фрагмент из фильма  В.Бортко «Мастер и Маргарита» Давайте рассмотрим эпизод «Погром в квартире Латунского»

 - Каково место эпизода в идейном замысле писателя?

- Каковы действия Маргариты?

- Какими звуками сопровождаются действия героини?

- Как раскрывается в этом эпизоде ее характер?

 (Испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль. Эти внешние художественные детали отражают психологическое состояние героини. Неистовая ненависть исчезает, уступив место милосердию и разуму, лишь при виде испуганного ребенка.

Маргарита готова на любые жертвы ради любимого человека, не останавливается перед тем, чтобы стать ведьмой. Можно понять ее состояние: она мстит за любимого человека, за свою любовь, высшей степенью самопожертвования ради истины-любви является сделка с дьяволом! Душу погубила!)

            -Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером. Но для возлюбленного она была королевой,   и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.

-Как вы считаете, достойна ли Маргарита короны?

Как она ведёт себя во время бала?(по-королевски приказывает коту)

-Какова её задача на балу? Каково её самочувствие и какие страдания ей пришлось перенести?(Самочувствие ухудшается, но она по-королевски сильна и горда)

- Во имя чего или кого соглашается М. быть королевой на балу у Сатаны?

-На что готова любящая женщина во имя любви? (.Да она душу продаёт дьяволу! Подвиг совершает М., она умеет бороться. Во имя своей любви и веры в талант М. она преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства. Она заслужила свет, Но М, - не герой, он – лишь служитель истины .. Мастер не достоин света,  потому что отступил от своей задачи служить чистому, божественному искусству, проявил слабость и сжег роман, и от безысходности он сам пришел в дом скорби. Поэтому  Мастер достоин покоя, вечного дома - только там сломленный душевными страданиями Мастер может вновь обрести роман и соединиться со своей романтической возлюбленной Маргаритой, которая и отправляется вместе с ним в свой последний путь. )

Обращение к эпиграфу группы «…тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит».

            -Почему ключевыми словами к вашему вопросу вы взяли именно эти слова?

Защита проекта

Маргарита – это идеал женщины, прежде всего потому, что она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Она бросает своего мужа, но только тогда, когда понимает, что нужна Мастеру, что он пропадет без нее. Она вступает в сговор с сатаной, но и это для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь!

Согласитесь, таких героев не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»

Итак, истина для Маргариты – любовь.

Что есть истина?

Творчество -  Страх

Любовь-Одиночество

 

- Таким образом,  что есть истина по-булгаковски? (Истина - в любви).

Ну, а третья группа искала ответ на вопрос: «Как соотносятся в романе милосердие, справедливость и возмездие?»

Эпиграфом этой части урока будет эпиграф к роману: « Я часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо»

Вспомните сцены романа, где показана нечистая сила.

--Кто же становится жертвой Воланда и его свиты? 

(Жертвой Воланда становятся московские обыватели, литераторы, чиновники, воры, взяточники-люди с нечистой совестью:·

Стёпа Лиходеев - директор Варьте - оказывается зашвырнутым в Ялту. За что? Вот что говорит о нём Коровьев-Фагот во множественном числе: «…Пьянствуют, вступают в связь с женщинами, используя своё положение, ничего не делают, да и делать ничего не могут, т.к. ничего не смыслят в том, что им поручено, начальству втирают очки…»

· Римскому (финдиректор) ассистенты устраивают сцену ужасов, отрывая голову. В результате за несколько часов он превращается в седого старика.

· Разоблачение Семплеярова, когда оказывается, что вместо деловой встречи он был у своей любовницы.)

- Но самое тяжёлое наказание, пожалуй, понёс Михаил Берлиоз, глава МАССОЛИТа. Какое? Он лишается головы. За что? Кроме того, что он атеист, и мог бы быть наказан уже за это, Берлиоз признаёт отштампованные истины. Работая в литературном издательстве, он «бракует» настоящих писателей, но возвышает бездарностей, пишущих под власть.

Фрагмент из фильма  В.Бортко «Мастер и Маргарита»

            -Совпадают ли ваши представления о героях романа с режиссерскими? (Да, я представляла себе Воланда таким суровым, невозмутимым, с пронзительным взглядом, кажется, что насквозь тебя видит.Свита его озорная, любит побезобразничать)

            -В какой главе романа присутствует этот фрагмент?

(Черная магия и ее разоблачение  )  гл.12

-Явно недостаточно сказать, что цель появления в Москве дьявола - устроить представление-кутерьму в варьете. Какова  цель появления Воланда и его свиты в Москве?

(Воланд хотел проверить нравственную природу человека. Показать, что есть истина.

Миссия Воланда заключалась в том, чтобы посмотреть, изменилось ли человечество за 2 тысячи лет, чтобы обличить и наказать людей за содеянное зло, восстановить справедливость. Это вечные вопросы: добро, зло, справедливость)

Вывод:  БулгаковскийВоланд не сеет зло, а только обнажает его, тайное делая явным. Он выступает в романе как судья, который несет справедливость и каждому воздает по заслугам.

Почему суд творит не только Бог, но и Сатана? Можно ли считать торжеством добра наказание злодеев, совершенное руками Воланда?»

Содержание ответа: И. Золотусский: «Воланд прибывает в Москву как ревизор и как наблюдатель. А отчасти и судья. Функции судьи доверены бесу?»

Воланд высказывает излюбленную мысль Булгакова: каждому будет дано по его вере. И зло, и добро в равной степени присутствуют в мире, но они не предопределены свыше, а порождаются людьми. Следовательно, человек свободен в своем выборе. И, значит, он полностью ответственен за свои поступки.

Карательные действия Воланда направлены не столько протии тех, кто творит явно неправые дела, сколько против тех, кто хотел бы их сотворить, но выжидает или боится.

В заключительных главах Воланд кажется утомленным, уставшим от борьбы со злом, от тяжести людских преступлений.

Вершит ли Воланд справедливость? И да, и нет, так как справедливость на земле вообще неосуществима до Страшного Суда.

-Почему Воландизображен столь привлекательно? Добро или зло несет он?

Учитель: В конце 80-х годов зазвучали высказывания священнослужителей о том, что «Мастер и Маргарита» - роман «дьявольский», прославляющий Сатану, и даже держать его в доме православный христианин не должен.

Да, перед мыслящем читателем должен встать вопрос: как воспринимать образ Воланда и сами его деяния? Ведь Воланд так обаятелен; ведь он наказывает лишь взяточников, бюрократов, предателей и даже богохульников. И это при том, что чуть ли не с первых страниц более или менее образованный читатель знает: перед ним князь Тьмы – Сатана.

Сатана – положительный герой? Роман – о дьяволе? Ведь Воланд не вызывает ужаса и отвращения, хотя и должен. Но этого не происходит. Автор– на стороне дьявола? Тогда роман – произведение сатанинское и антихристианское, а образ Христа в романе заведомо искажен.

Ученики:Воланд величествен, мудр, вроде бы справедлив. Но таким враг рода человеческого и должен казаться, чтобы привлекать сердца людей и губить поверивших ему смертных.

Творит ли Воланд добро? Нет, он вершит зло. Но все зло в романе поставлено в самые жесткие рамки.

-Столкновение с ним изменило к лучшему личность Бездомного и других. Почему? Может, потому, что раскаялись, и дьявол над ними более не властен?

-Не по желанию Воланда, а вопреки ему осуществляется справедливость в эпизоде с Фридой.

--И самое важное доказательство – не погибла душа Маргариты, потому что ценой собственной погибели героиня собиралась купить спасение для другого человека – Мастера. Но и об этом готова была забыть, чтобы помочь Фриде. (Сравните: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради меня сбережет ее». Евангелие от Матфея.)

В заключение Воланд выполняет волю Иешуа. Но нас не должно смущать, что его просят: это не обязательно должно значить, что Иешуа и Воланд – Свет и Тьма – равноправны. Дело, возможно, в характере самого Иешуа, не желающего приказывать.

Таким образом, Воланд  – воплощение вечных и неразрешимых противоречий жизни в их нерасторжимом единстве. Вот почему Воланд оказался такой загадочной фигурой. Авторская ирония ни разу не касается Воланда – он олицетворяет Вечность. Он – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра, для существования истины.

            -Прочитайте эпиграф к роману и прослушайте фрагмент “Танец огня” Фальи. Как вы понимаете слова Гете?

- Какие ассоциации у вас вызвал этот музыкальный фрагмент? Подчеркивает ли он характер дьявола? О каких его чувствах говорит этот музыкальный фрагмент?

(Показана противоречивость этого образа: ищет зла, совершает благо)

-Как же понять эпиграф?

Ученики: Это можно сделать только в контексте трагедии Гете «Фауст». На протяжении всей трагедии Мефистофель только и ждет подходящего случая, чтобы погубить Фауста, заставить его произнести условную фразу: «Остановись, мгновение! Ты прекрасно!» - и завладеть его душой.

Так кто же дал право Мефистофелю искушать Фауста, и чем это обернулось?

Вспомним Пролог на небе. Дьявол уверяет, что человек – ничтожество. Бог убежден в величии своего творения. Доктору Фаусту суждено стать в этом споре олицетворением всего человеческого рода. Погубит он свою душу, поддавшись неизменным стремлениям, - следовательно прав дьявол; выстоит – прав Господь.

А тот спокойно отдает «раба своего» в руки дьявола. Почему?  Бог настолько уверен в Фаусте. Стремясь погубить праведника, Мефистофель  достиг прямо противоположного результата: засвидетельствовал силу Господа. Так, Сатана, желая зла, совершил благо.

Чего добился Мефистофель, стремясь получить душу Фауста? Фауст попадает в рай.

Таким образом, смысл эпиграфа может быть только один: дьявол хочет зла. Но он не может выйти за рамки дозволенного свыше и, думая, что действует по собственной воле, служит лишь орудием Божественного промысла – невольно совершает Благо. И раздражение Воланда в разговоре с Левием Матвеем вызвано не только неприязнью к «рабу», который не хочет признать силу Тьмы, но и необходимостью подчиниться (вероятно, в который уже раз!) воле Добра.

Мы видим, что эпиграф формулирует важный для Булгакова принцип взаимозависимости Добра и Зла.

Защита проекта

Воланд  вобрал в себя многие черты духов зла: Сатаны, Люцифера, Мефистофеля. С последним у него особенная связь, подчёркнутая эпиграфом романа. Но, в отличии от Мефистофеля, булгаковский персонаж не сеет беспричинно зло. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты всё то, сто отступилось от добра, изолгалось, развратилось, утратило высокий идеал. Меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие меж добром и злом.  Итак, истина – вечная борьба добра со злом. Милосердие – высшая мера истины, порождаемая добром.

Делаем вывод: Добро и Зло в мире должны быть уравновешены справедливостью. Справедливость – это первая ступень Истины, а высшая ступень – милосердие, порождаемое добром.

Что есть истина?

Творчество -  Страх

Любовь-Одиночество

Добро-Зло

Милосердие-Возмездие

Итак, вопрос об истине, вечный вопрос, волновал, волнует и будет волновать всех и каждого, и для каждого – свой поиск истины, у каждого – свой путь к истине. Герои Булгакова – тому доказательство. Мы увидели сегодня на уроке, что и название романа, и эпиграф к нему приводят читателя к выводу: истинно вечное, непреходящее: ЛЮБОВЬ, ТВОРЧЕСТВО, ДОБРО.

Ю.Новиков

Как жить на свете?

Как жить на свете? Если честно,

То это каждому известно.

Есть ясный мировой закон,

Един для всех и вечен он:

 

Основу жизни составляет

И нам судьбу определяет

Наш выбор меж добром и злом —

Так установлено Творцом.

 

А то, что важным мы считаем,

Чем жизнь свою мы заполняем, —

Не более чем просто фон,

И сути не меняет он.

 

И важен каждый наш поступок

Без исключений и уступок.

Решать должны мы только так:

Шаг к свету или к бездне шаг.

 

Все это мы, конечно, знаем,

Но, к сожаленью, забываем

Об этой истине простой

За повседневной суетой.

 

Дорогие гости, дорогие дети! Никогда не забывайте о том, что шаг в сторону может вовлечь вас в царство тьмы.

Д/Зподгот. к сочинению «Что есть истина на земле?»